Чтение в годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души
В. Сухомлинский
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы , важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Советы родителям.
1. Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
2. Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
3. Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.
4. Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
5. Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
6. Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
7. Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
8. Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
9. Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
11. Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
14. Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
15. Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.
16. Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.
Преимущества, которые дает умение хорошо читать
1. Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.
4. У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.
5. Ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения.
Читайте, рассказывайте сказки
Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они выросли - внукам.
Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.
Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно - у теплого родного плеча мамы.
А как хороши сказки для семьи!
Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.
Не спешите расстаться с прочитанной книгой:
3. А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
4. И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.
Читайте вместе с детьми!
(Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день)
Хвалите ребенка за чтение.
Для младшего возраста выбирайте книги с красочными иллюстрациями.
Для детей постарше научно-популярные издания и книги о природе, по истории.
Рекомендации библиотекаря
Что читать детям ?
Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу, начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам. Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи . Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 5 лет)
На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории. Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести лет - . Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу, и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела, т.е. где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.
Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать, а позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы. Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть, трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
Детям 5–7 лет
Русские волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Морозко»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По Щучьему велению», «Липунюшка»,
«Василиса Прекрасная», «Хаврошечка»
Аксаков С. «Аленький цветочек»
Александрова Т. «Домовёнок Кузька», «Катя в игрушечном городе»
Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»
Бажов П. «Серебряное копытце»
Бианки В. Сказки-несказки («Мишка-башка», «Паучок-пилот», «Синичкин календарь»,
«Лесной Колобок-Колючий Бок», «Как Лис Ежа перехитрил» и др.)
Бонд М. Серия книг о медвежонке Паддингтоне («Медвежонок Паддингтон один
дома», «Медвежонок Паддингтон и рождество» и др.)
Вестли А-К. «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик», «Маленький подарок Антона»
Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
Грибачев Н. «Заяц Коська и его друзья»
Гримм, братья. Сказки («Три золотых волоска», «Беляночка и Розочка» и др.)
Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Житков Б. «Как я ловил человечков», «Что я видел» (уникальная книга для
любознательных детей)
Зощенко М. Цикл рассказов про Лёлю и Миньку
Катаев В. «Цветик-семицветик»
Киплинг Р. «Как леопард стал пятнистым», «Почему у носорога кожа в складках»
Куприн А. «Слон»
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Носов Н. «Бобик в гостях у Барбоса», «Леденец», «Затейники», «На горке» и др.
Нурдквист С. Серия книг про Петсона и Финдуса («Охота на лис», «Чужак в огороде»,
«Именинный пирог» и др.)
Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев»
Пришвин М. «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Ёж», «Золотой луг» и др.
Прокофьева С. «Приключения жёлтого чемоданчика», «Не буду просить прощения»
Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
Сладков Н. Рассказы и сказки о природе
Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква "А"», «Может, Нуль не виноват?», «И настанет
весёлое утро», «Маруся ещё вернётся», «Счастливо, Ивушкин!»
Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Усачёв А. «Умная собачка Соня», «Дед Мороз из Дедморозовки» и др.
Успенский Э. «Про Веру и Анфису», «Дядя Фёдор, пёс и кот» и др.
Чарушин Е. «Никиткины друзья», «Медвежонок», «Волчишко» и др.
Чёрный С. «Мои собачьи мысли»
Чуковский К. «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце»,
«Приключения Бибигона», «Чудо-дерево»
Янсон Т. «Маленькие тролли и страшное наводнение», «Комета летит!» (в другом
переводе – «Муми-тролль и комета»), «Шляпа волшебника», «Мемуары Папы Муми-тролля»,
«Опасное лето», «Волшебная зима», «О самом последнем в мире драконе
Детям 8–9 лет
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»
Велтистов Е. «Приключения Электроника»
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др.
Гайдар А. «Тимур и его команда»
Гераскина Л. «В Стране Невыученных Уроков»
Голявкин В. Рассказы
Горелик П. «Семейная реликвия»
Губарев В. «Королевство кривых зеркал»
Гэллико П. «Томасина», «Дженни», «Снежный гусь»
Давыдычев Л. «Друзья мои, приятели» и др.
Драгунский В. «Денискины рассказы»
Ершов П. «Конёк-Горбунок»
Зальтен Ф. «Бэмби»
Зощенко М. «Не надо врать»
Каминский Л. «Урок смеха»
Киплинг Р. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»
Крылов И. «Басни»
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!» и др.
Михалков С. Басни, «Праздник непослушания»
Михеева Т. «Асино лето»
Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
Нестлингер К. «Конрад – мальчик из консервной банки», «Долой огуречного короля»
Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
Олеша Ю. «Три толстяка»
Осеева В. Рассказы
Пантелеев Л. (А. И.) «Честное слово»
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»
Пришвин М. «Кладовая солнца»
Прокофьева С. «Приключения жёлтого чемоданчика»
Пушкин А. Сказки
Родари Дж. «Приключения Джельсомино», «Приключения Чиполлино»
Сент-Экзюпери А. де «Маленький принц»
Сладков Н. Рассказы
Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Уайлд О. «Мальчик-звезда», «Счастливый принц»
Чарская Л. «Сибирочка» и др.
Чехов А. Рассказы для детей
Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»
Советы учителя начальной школы
Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за 1 прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Детям 10–11 лет
Булычев К. «Девочка с Земли»
Буссенар Луи «Капитан Сорви Голова»
Воронкова Л. «Девочка из города», «Старшая сестра» и др.
Верн Ж. «Дети капитана Гранта»
Габбе Т. «Город мастеров»
Гайдар А. «Военная тайна», «Судьба барабанщика»
Голявкин В. Рассказы
Гринвуд Дж. «Маленький оборвыш»
Губарев В. «Королевство кривых зеркал»
Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Ильина Е. «Четвёртая высота», «Это моя школа»
Кассиль Л. «Будьте готовы, Ваше Высочество», «Кондуит и Швамбрания»
Катаев В. «Сын полка»
Коваль Ю. «Недопёсок», «Самая легкая лодка в мире», «Приключения Васи
Куролесова» и др.
Корчак Я. «Король Матиуш Первый»
Крапивин В. «Мальчик со шпагой», «Мушкетёр и фея» и др.
Линдгрен А. «Эмиль из Леннеберги», «Расмус-бродяга», «Пеппи Длинныйчулок»
Литвинец Н. «Меня зовут Аглая»
Михеева Т. «Лёгкие горы»
Мошковский А. «Пятеро в звездолёте», «Семь дней чудес»
Осеева В. «Динка», «Динка прощается с детством»
Пантелеев Л. (А. И.) «Лёнька Пантелеев», «Республика Шкид»
Погодин Р. «Дубравка», «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде» и др.
Распе Р. «Приключения барона Мюнхаузена»
Свирский А. «Рыжик»
Чарская Л. «Сибирочка» и др.
Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
Твен М. «Приключения Тома Сойера»
Токмакова И. «Робин Гуд» (или переложение для детей английской легенды о Робин
Гуде других авторов)
Толкиен Дж. «Хоббит, или Туда и обратно», «Кузнец из Большого Вуттона»
Толстой А. «Детство Никиты»
Троепольский Г. «Белый Бим чёрное ухо»
Подросткам с 12 до 15 лет
Адамов Г. «Тайна двух океанов»
Алексеев С. П. Рассказы об обороне Ленинграда
Алексин А. «Безумная Евдокия», «Раздел имущества», «Поздний ребёнок» и др.
Астафьев В. «Зачем я убил коростеля», «Конь с розовой гривой»
Баруздин С. Повести «Новые дворики», «Только не завтра», «Верить и помнить»
Басова Е. «Уезжающие и остающиеся»
Беляев А. «Человек-амфибия»
Богомолов Б. «Иван»
Брэдбери Р. «451 градус по Фаренгейту»
Верн Ж. «Дети капитана Гранта»
Воронкова Л. «Старшая сестра», «Личное счастье»
Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»
Дойл К. А. Произведения о Шерлоке Холмсе
Драгунский В. «Он упал на траву»
Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Ибрагимбеков М. «Прощай ”Миледи”!»
Железников В. «Чучело», «Путешественник с багажом»
Жвалевский А., Пастернак Е. «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда
Мороза», «Смерть мёртвым душам!»
Ильина Е. «Четвёртая высота», «Это моя школа»
Каверин В. «Два капитана»
Короленко В. «Слепой музыкант»
Купер Ф. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»
Литвинец Н. «Меня зовут Аглая»
Лиханов А. «Мой генерал», «Крутые горы», «Последние холода»
Обручев В. «Земля Санникова»
Олдридж Дж. «Последний дюйм»
Осеева А. «Динка», «Динка прощается с детством»
Паустовский К. «Севастопольские рассказы», «Ручьи, где плещется форель»
Погодин Р. «Сима из четвёртого номера» (или «Новенький из четвёртого номера»)
Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»